Церковь и государство
17 октября 2018 г.
В РПЦ решили зайти со стороны семейных основ

ТАСС

Многострадальный школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), кажется, дышит на ладан — Общественный совет при Министерстве образования отверг предложение патриарха Кирилла преподавать курс не только в начальных классах — и в церкви вновь решили прибегнуть к многажды испытанной тактике: не проходит одно — значит, нужно тут же найти что-то другое. Так, на слушаниях в Общественной палате, посвященных семейным ценностям, протоиерей Дмитрий Смирнов предложил включить в школьную программу новую опцию — «Нравственные основы семейной жизни». Это пока скорее прощупывание почвы, а не официальная позиция. Но резоны все те же: «Нам нужно постараться всеми доступными средствами изменить нравственное состояние нашего общества».

Вот удивительное дело: церковные спикеры ужасаются «нравственному состоянию» общества, считай, с 1995 года, когда идея о преподавании в школе Основ православной культуры впервые появилась в публичном пространстве, да и преподавать их начали потихоньку в некоторых регионах тогда же. С тех пор, а прошло ни много ни мало 20 лет, предмет стал обязательным, административная церковная структура разрослась почти вдвое, храмы по всей стране растут как грибы, деньги на их строительство выделяются немереные, а нравственность-то что же? Что же с нравственностью-то никак лучше не становится? Может, не с того конца начинают церковные менеджеры?

Может, стоит наконец уже меньше внимания уделять объединению финансовых потоков, планированию вместе с властью масштабных юбилейных торжеств, которые требуют новых, и весьма ощутимых, финансовых вливаний, и как-то четче обозначать именно нравственную позицию церкви? А то в Чечне выдают девушку, почти девочку, явно насильно замуж за уже женатого мужчину, а церковные спикеры очень к месту вспоминают, что многоженство вполне в традициях России (не такие ли нравственные основы семейной жизни хочет предложить обществу патриархия?). Или власть играет в несознанку с арестованными в Украине спецназовцами, всячески открещивается от своих военных, а патриархия благоразумно не вмешивается в споры, которые идут на эту тему в обществе, — не с руки как-то, знаете ли: на какую сторону ни встань, кругом облом, тема Украины вообще для церкви запретная.

Ну и какая же нравственность может произрастать в церковных кущах на такой почве? Как общество должно воспринимать позицию церкви, которой не хватает элементарной честности? И чему такая церковь может научить юношество? Вот и не научает, во всяком случае, сама в этом признается — не становится общество нравственнее, несмотря на все старания. Ну, зайдем теперь со стороны семейных основ — теперь ведь тема демографии у нас главная, церковь все пытается помочь власти решить демографическую проблему. Все думы о власти, о ней родимой, нет, чтобы о своем будущем подумать…

Впрочем, и о власти в патриархии думают не всецело. Ведь новый школьный курс — это новые учебники (не думаю, что школе подойдет предложенное пособие, которое разработано екатеринбургским священником Дмитрием Моисеевым и настоятельницей Среднеуральского женского монастыря монахиней Ниной /Крыгиной/), новые траты на переподготовку учителей, которые только-только осваиваются с преподаванием ОРКСЭ — и это в ситуации, когда здравоохранение лишают необходимого, а из учебного курса исчезают предметы, опять же, совершенно необходимые для современного человека, и родителям теперь придется за многое доплачивать из своего кармана.

Выходит, все-таки о себе любимой думает патриархия в первую очередь. Административным рывком, пока еще позиции не утеряны, занять новую клеточку в общественном организме, а там хоть трава не расти. Падение нравов, знаете ли, тема вечная…


Фото: Учебные пособия для преподавания в школе предмета "Основы религиозных культур и светской этики". Фото ИТАР-ТАСС/ Константин Ушаков














  • Сакен Аймурзаев: Признание недействительными анафем Филарету и Макарию. Это очень важно. С сегодняшнего дня оба лидера православных общин — канонические епископы.

  • ТАСС: Константинопольский патриархат объявил о решении снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине - Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви.

  • matveev80: А гундяй демонстративно не едет на Украину, когда Церковь на грани раскола. Помнится, Алексия II от подобной поездки не удержало даже больное сердце... А Кирюхе важнее и дальше получать подачки от Кремля.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Украинский томос: «зрада» или «перемога»?
15 ОКТЯБРЯ 2018 // ИННА БУЛКИНА
Коль скоро российские политики, российские журналисты и их читатели привыкли рассматривать все происходящее в/на Украине не просто как близкососедские проблемы или нечто, имеющее непосредственное касательство к России, но как внутреннее дело России, проблема с томосом комментируется исключительно как проблема Московского патриархата и шире — проблема Русского мира, его границ, его дальнейшей судьбы и т.д. В этом, безусловно, есть смысл и есть правда, но стоит напомнить, что внутренние дела Украины из Киева выглядят совершенно иначе, и украинские комментарии к последним событиям достаточно разноречивы, носят, похоже, в гораздо большей степени светский характер, и исходят, главным образом, из местной повестки.
Варфоломей дает томос и получает анафему
12 ОКТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Митрополит Галльский Эммануил, представитель Вселенского патриархата, объявил о решении Синода о продолжении процедуры предоставления Украинской церкви томоса об автокефалии. С этой целью Синод Вселенского патриархата восстановил свою ставропигию (прямое управление) в Киеве, рассмотрел апелляции глав УПЦ КП Филарета (Денисенко) и УАПЦ Макария (Малетича) и восстановил их в священническом сане, то есть снял анафемы, наложенные Московским патриархатом. Кроме того, Синод признал незаконной аннексию Киевской митрополии Константинопольского патриархата Русской православной церковью в 1686 году и предостерег от незаконного захвата церквей и монастырей в Украине вследствие своих решений.
Прямая речь
12 ОКТЯБРЯ 2018
Сакен Аймурзаев: Признание недействительными анафем Филарету и Макарию. Это очень важно. С сегодняшнего дня оба лидера православных общин — канонические епископы.
В СМИ
12 ОКТЯБРЯ 2018
ТАСС: Константинопольский патриархат объявил о решении снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине - Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви.
В блогах
12 ОКТЯБРЯ 2018
matveev80: А гундяй демонстративно не едет на Украину, когда Церковь на грани раскола. Помнится, Алексия II от подобной поездки не удержало даже больное сердце... А Кирюхе важнее и дальше получать подачки от Кремля.
Константинополь дает добро Киеву
5 СЕНТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Вселенский патриарх Варфоломей не испугался страшилок Гундяева, Алфеева (церковная кличка – Илларион) и Венедиктова и заявил о праве Константинополя решать вопрос о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви без участия Москвы, а также о готовности решить этот вопрос положительно. Выступление Варфоломея на проходящем в Стамбуле Синаксисе – собрании всех иерархов Константинопольского патриархата – было крайне резким по отношению к Москве и крайне недвусмысленным в отношении предоставления автокефалии Киеву.
Прямая речь
5 СЕНТЯБРЯ 2018
Алексей Макаркин: Реакция Московского патриархата, выходящая за рамки обычной настороженности, куда более серьёзная, показывает, что решения возможны.
В СМИ
5 СЕНТЯБРЯ 2018
РИА "Новости": Константинопольской патриархат не может единолично даровать автокефалию Украинской церкви без ратификации этого решения всеми поместными православными церквями...
В блогах
5 СЕНТЯБРЯ 2018
Роман Лункин: Константинопольский патриарх, скорее, говорит о своих амбициях, самоутверждаясь за счет Москвы и Украины.
Зачем Путину нужна Киево-Печерская лавра
3 АВГУСТА 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Российско-украинский церковный спор переместился из чисто духовной в имущественную сферу. Выступая 31.07.2018 на телеканале «Прямой», глава УПЦ Киевского патриархата Филарет заявил, что после признания единой Украинской православной церкви ей будут переданы и Киево-Печерская и Почаевская лавра. «Никакой собственности Московский патриархат в Украине не имеет. Вот взять, например, Киево-Печерская лавра, Почаевская лавра — чья это собственность? Собственность украинского государства. И государство передало свою собственность в пользование украинской церкви Московского патриархата. Но когда будет тут украинская церковь признана, то лавра...»...